Мальчик в овраге нашёл пулемёт. Больше в деревне никто не живёт.


Садистские стишки, что вынесены в заголовок, во времена моего детства (конец семидесятых–начало восьмидесятых прошлого века) работали как прививка здорового цинизма для детского сознания. Сегодня же этот стишок может быть воспринят ребёнком как вполне себе реальный сюжет из жизни. Как один из страшных эпизодов войны, про которую он вольно или невольно видит репортажи по телевизору.

Вопрос промывания детских мозгов в России беспокоит меня не случайно. Младшему моему сыну скоро шесть лет, он ходит в детский сад. Потом пойдёт в школу. Дома у нас никогда в телевизоре не бывает включен ни один российский новостной канал. Так что моему сыну не грозит быть оболваненным "зомбоящиком". Но ребёнок ходит в детский сад. И вот приходит он однажды домой и спрашивает меня: "А когда меня на войне убьют, я ведь потом оживу, да?" Оказывается, это им воспитательница зачем–то рассказывала про войну в Украине. Наверняка что–нибудь и про "фашистов" сказала. Политинформации в детских садах — это уже обычное дело. А в школе? В школе будет ещё хуже.

И эти проблемы в России сейчас занимают многих родителей, не только меня. Мне в соседней теме какой–то гражданин заявил, что мне "Сталин спать не даёт". Да нет, Сталин меня по ночам не беспокоит, я соседей своих знаю, среди них точно нет ни одного усатого грузина. И если мои соседи по ночам и шумят (День рождения отмечают и т.п.), то потом в качестве извинения приносят коробку конфет и банку кофе. Но если и есть какая–то проблема, из–за которой я могу плохо спать, так это как раз вопрос: "Как оградить своего ребёнка от тлетворного влияния современной российской пропагандистской машины?" Примеров же такого влияния на детей множество. Приведу только парочку.

Дети играют в войну с Украиной

— Представляете, прихожу с работы домой, а сын играет в солдатиков...

— Вспомни себя, в их возрасте все играют в солдатиков, — отвечаю я.

— Да, но он играет в войну между русскими и украинцами. Телевизор мы дома не включаем, сморим с ним только старые добрые мультфильмы. Я категорически против того, чтобы отравлять сознание пятилетнего ребенка милитаризмом.

— И где же он поднабрался воинственного духа? Надеюсь, не в нашем детском саду?

— Нет, что вы, на субботу и воскресенье мы отправили его пожить к бабушке с дедушкой, а они ни на минуту не выключают телевизор, остро реагируя на новостные программы и ток–шоу, бесконечно все обсуждают между собой. Солдатиков я отобрал, но через некоторое время получил от сына вопрос: «А правда, что американцы хотят нас всех покорить?» Что тут прикажете делать?..

На одном из уроков, отвечая на вопрос учителя о том, что такое патриотизм, шестиклассник дал актуальный ответ. «Патриотизм — это когда любишь свою страну и не едешь отдыхать за границу». Видимо, так родители, получившие ограничения на выезд, объяснили ребенку изменившиеся планы на лето.

Звонок коллеги, молодого директора школы:

— Попал в неприятную историю, посоветуйте, что делать? У нас в школе полным ходом идет подготовка к юбилею Победы. В праздничном концерте участвуют дети с третьего по одиннадцатый класс. Особенно трогательно выглядят третьеклассники: переодетые в защитную форму, они маршируют с развернутым флагом, произнося патриотическую речовку. Детям нравится. Уверен, что и ветераны будут в восторге. Но в разгар репетиции в зале оказался папа одной из третьеклассниц. Он в категорической форме потребовал не засорять сознание его ребенка милитаризмом ни в какой форме — и забрал девочку с репетиции.


В чем измеряется патриотизм

Нас, например, пугает рост уровня агрессии в обществе наравне с ростом патриотизма. А может, так и должно быть? Но что в таком случае означает патриотизм? В поисках истины мы решили выяснить, что же такое патриотизм и кто такой патриот в понимании обычных школьников и учителей разных возрастов и должностей. Мы опросили несколько десятков человек. Некоторые комментарии приведены ниже. Имена изменены в целях безопасности.

— Кто такой патриот или что такое патриотизм?

Иван, 8 лет: «Патриот — это, наверное, тот, кто людей не убивает. Кто не бандеровец».

Наталья, 12 лет: «Это те, кто управляет Россией. Путин и Медведев еще».

Аркадий, 13 лет: «Это у кого не так много денег, потому что он честно работает. А еще мне папа говорил, что патриоты — это жители Крыма, потому что они выбрали Россию».

— Кто такие бандеровцы?

Алексей, 16 лет: «Ну, это современные фашисты. Они живут в основном на Украине».

Анастасия, 11 лет: «Это бандиты, которые стреляют в мирных людей и хотят править. Ну... Править над Россией».

— Что такое «пятая колонна»?

Мария, 14 лет: «По–моему это где–то в Греции находится, в каком–то древнем здании».

Аркадий, 14 лет: «Это предатели нашей страны, которые пытаются завязать войну и работают на спецслужбы США и Барака Обаму»

— Кто был первым Президентом России?

Елена, 9 лет: «Иосиф Сталин».

Дмитрий, 10 лет, Владимир, 11 лет, Илья, 14 лет: «Владимир Владимирович Путин».

— Как вы думаете, стали ли люди в России в последнее время агрессивнее?

Ирина, учитель истории: «Да, есть такая вещь конечно. Увы, такое происходит уже не впервые. Сложно сказать, может ли патриотизм существовать без ненависти. Лично я думаю, что да, если такой патриотизм искренний. А то, что происходит сейчас, то это скорее фанатизм, чем патриотизм. Будем надеяться, что всё ещё изменится в лучшую сторону».


А я вот не хочу просто надеяться и уповать на волю случая. Я хочу сам изменить "всё" в лучшую сторону. Но что мне, и таким как мне, делать? Я знаю: первое, что мне предложат — это уехать из России. Второе, что могут предложить — перевести ребёнка на домашнее обучение. Хорошо, принимаю эти варианты к сведению. Но, быть может, я что–то упускаю? И есть какой–то ещё вариант, чтобы избежать необходимости становится лицемерным моему ребёнку? Ведь дома он будет слышать одно, а в школе — другое. И ему придётся каждый раз делать сложный моральный выбор между правдой и желанием не "отрываться от коллектива". Придётся двоедушничать и притворяться. Как тут быть. Вариант измениться мне самому, изменить своим убеждениям и прошу не предлагать.

И, нет, я не надеюсь, что кто–то для вот прямо Америку откроет и озвучит рецепт, как разрешить вышеописанное противоречие. Вовсе нет. Я просто хочу пообщаться с единомышленниками по этому вопросу.
598
598
Подписаться на Dirty
У меня есть один пример моих знакомых.

Исходная ситуация близка к вашей (у них еще тема атеизма плюс к этому добавилась).

Ребенок (5 класс, Москва), будучи человечком очень открытым и непосредственным, естественно, иногда ретранслировал некоторые идеи (отличные от "линии партии") в школе.

Итог печален. Ребенок стал изгоем и со стороны учеников и со стороны учительского состава. По поводу высказываний сына их неоднократно вызывали в учительскую. Они сменили школу, провели, на сколько это возможно, разъяснительную работу с ребенком. Через пол–года ситуация повторилась и в другой школе.

С октября прошлого года они в Израиле. Ребенок делает неплохие успехи в иврите. В школу ходит с удовольствием. А его взгляды на жизнь по–большому счету там никого и не интересуют.
andrey_321:
Таки хитрый план получился.
Смотри–ка! А как же:

Израиль похож на РФ. Не просто похож, я бы сказал, что иногда трудно избавиться от мысли, что ты не в России.
Написал andrey_321 4 Марта 2015 в 11.28
a_LEX:
Да, именно так. И бардак, и грязь, и русская речь кругом... Но детям мозги политикой не промывают. И в плане безопасности, гражданских свобод и равенства всех перед законом — день и ночь.
andrey_321:
> да, похожи
> как день и ночь


Всё ясно.
Рассказать ребенку, что некоторые люди идиоты и\или лжецы и\или получают деньги за идиотизм и враньё.
dl2kq:
Если ребенок придет в школу или детсад и скажет, что вы все лжецы и идиоты, то вряд ли к нему будет там доброе отношение.
johnny1: получать доброе отношение от лжецов и идиотов, наверное, это не совсем то что пригодится в жизни ребенку.
Вообще, думаю, следует развивать в детях критическое мышление, умение получать информацию из разных источников и способность самостоятельно интерпретировать факты.
Банально, конечно, но по другому никак.
a_v_novikov:
Мы не знаем, что будет в России через, например, 15 лет.
Вполне возможно, жизнь будет похожа на сюжет книги "1984". И тогда лучше будет получить доброе отношение от лжецов и идиотов.
a_v_novikov:
Для одного человека.
johnny1: не уверен, чем измеряется понятие "лучше"? прожить жизнь раба, или премудрого пискаря? ИМХО вопрос сильно дискуссионный. Хотя каждый волен выбирать.
Вообще правду жизни лучше всего раскрывают вопрос "зачем?", "для чего?", "каким образом?" и т.п. Люди не имеющие собственных убеждений, а имеющие в голове текст из телевизора, не могут ответить на этот вопрос.
Диалог с таким людьми выглядит так (возможны незначительные вариации):
— Нужно любить Путина!
— Зачем?
— Потому что вокруг враги!
— Я не спрашивал "почему", я спрашивал зачем?
— Потому что мы великая держава!
— Это я понял, а для чего его любить то?
— Потому что теперь нас в мире уважают!
— В чем это выражается?
— Потому что я тебе сейчас в морду дам!
a_v_novikov:
А что может сделать один человек перед толпой, которой в уши залили, что "Путин –лучший"?
Это как толпа религиозных фанатиков, перед ними в майке не той покажешься, порвут же, как Тузик грелку.
johnny1: ну как минимум осознать что это так. Бороться с толпой трудно, а зачастую бессмысленно. Борьба и противостояние — опасный и сложный путь. Зачастую достаточно не участвовать. Это не изменит ситуацию, но хотя бы позволит ощущать себя человеком.
johnny1: Через 15 лет этот ребёнок будет взрослым и сам сможет решить, быть ему лицемером, лжецом, убийцей, или нет.

Вот мы правда не знаем, что будет через 15 лет. Вполне возможно, жизнь будет такой, что лучше и не жить. Значит, надо убить своих детей сейчас. Так?
johnny1:... и научить, что не следует идиотам и лжецам говорить кто они есть. Т.к. не поймут или оболгут.
johnny1: И? Пусть подискутируют, пусть поспорят.
johnny1: Ну не знаю, я в школе учителям примерно так и говорил. Было это в конце 80–х — начале 90–х, проблем не было.
dl2kq: Проблем с тем, чтобы объяснить ребёнку, где чёрное, а где белое, у нас женой нет. Двое детей старших выросли и всё правильно понимают. Но им не пришлось расти в той атмосфере, которая в школах сейчас образовалась. Сейчас ребёнок, который будет выступать "против линии партии", обречён быть изгоем. Если не хочется быть изгоем, придётся изворачиваться и врать. Вот этого я не хочу: чтобы ребёнок воспринимал ложь как необходимость и норму жизни.
Kuzkin_otets: Ну, в общем–то, можно объяснить ребёнку, что к чему, и какие перед ним варианты, и пусть он сам решает, быть изгоем или встраиваться в коллектив. Лично я считаю (и в своё время решила так в школе), что лучше быть изгоем, чем пытаться играть по чужим правилам в игре, в которой всё равно проиграешь, потому что тебя от этого воротит. Это не так ужасно, быть изгоем, если научиться правильно к этому относиться (ну, и если характер подходящий).

Но на самом деле между "быть изгоем" и "изворачиваться и лгать" есть по меньшей мере ещё одно состояние, на которое я, например, в своё время и вышла. Это состояние достигается при помощи вежливости и сдержанности. Не обязательно, как выше написали, называть вслух "лжецами и идиотами" тех, кого ты таковыми считаешь. Достаточно не участвовать в их глупостях и вранье — ведь сам себя судишь по делам, а не по словам. Да, для взрослой жизни, если ты не "в стае", нужно уметь быть не только честным, но и дипломатичным. Но не знаю, можно ли этому научить, я освоила это на своей шкуре.

Например, я никогда не участвовала в КВНах, гуляниях, не пошла даже на выпускной, отказывалась писать "анонимные списки хороших качеств" тех или иных учителей, которые нам иногда предлагали писать, но тем не менее, имела приемлемые отношения со всеми учителями и одноклассниками, меня даже вытянули на медаль. Но друзей не завела — но а зачем мне друзья среди людей, которые мне неинтересны и неприятны?
Kuzkin_otets: Вот этого я не хочу: чтобы ребёнок воспринимал ложь как необходимость и норму жизни. Вы, батенька или трусы наденьте, или крестик снимите.
В России сейчас ложь — норма общественной жизни. Обязанность родителя — объяснить, что то, что сейчас считается нормой в данной местности на самом деле ни фига не норма, а извращение.
Мне кажется вам стоит подумать о том, чтобы сменить школу, а если это не поможет, то и страну проживания. Ребенок должен расти в нормальном обществе, быть частью его. Мне кажется, что дети неспособны противопоставлять себя окружающим и требовать от него этого бесполезно. А ситуации, когда ребенок становится изгоем могут иметь очень негативные последствия на него в будущем.
BarmaLey30000: я хотел вам сначала написать, что я уже не уверен была ли в промывка мозгов в СССР в, скажем последние лет 10 сильнее чем сейчас. Потом вспомнил СССР и подумал что я все таки передергиваю. Но тут внизу пришло пару комментов и теперь я опять не уверен.
В одном я точно уверен, что те сверху, которые заварили эту кашу будут гореть в аду. Это даже если никакого ада нет. Ради такой мрази реализуется из флуктуаций.
Kuzkin_otets: Судя по тому, что вы помните садистские стишки, вам около 40 (да? нет?) Если да, то вы в третьем классе торжественно сдали октябрятскую звездочку и повязали галстук, с нашим знаменем цвета одного. У вас были смотры строя и песни, политинформации, два мира два образа жизни. Были пионеры–герои, в их числе Павлик Морозов, именем которого были названы дружины и отряды, им гордились, руки взлетали в салюте, знамя проходило мимо стройных рядов, покачивая золотыми кистями. Вспомнили? Как на вас, сегодняшнего это повлияло?
У меня в классе была девочка, всегда с сарказмом комментировавшая всю эту мишуру. Она отлично училась, наш историк не боялся, но опасался с ней спорить (в старших классах, конечно). Может, ей родители что–то объясняли, может, сама была супер умная. Но дружить с ней было тяжело. Мы, маленькие, относились ко всей пионеро–комсомольской суете, как к неизбежному, как к контрошке по алгебре. Это была просто жизнь. А она все время шла против течения. Разговариваешь с ней и тоже, как будто, идешь против течения. Муторно и скучно.
Я к тому, что не бойтесь за своего дитеныша. Это его детство, он его проживет, как должно. Не надо делать большой трагедии "дома одно, в школе другое". Это не ложь, это приспособленчество малышей, чтобы выжить. Это можно простить. Классу к 8–9 он сам поймет, где правда, где муть. Это понимание придет в том возрасте, когда он уже не будет бояться отстаивать свою точку зрения. А раньше не нужно. По–моему, для детей лет до 12 это все чепуха, есть гораздо более важные вещи, чем политика.
Kuzkin_otets: То есть, вы не хотите, чтобы ваш ребёнок лгал сверстникам, что верит в государственную ложь, поэтому вы учите его верить в государственную ложь? Вы хуёвые родители, если так. Надеюсь, что–нибудь вашего ребёнка спасёт от вашей гнили.
Kuzkin_otets: я своим объяснил значение слова: "пропаганда". Что люди все в основном хорошие, пропаганда плохая.
Kuzkin_otets: очень сочувствую, но вы сами все понимаете. Там где норма жизни ложь чисто математически из приемлемых остаются варианты:
— уехать
— молчать
— бороться.
Если не хотите первый надо объяснить ребенку разницу между вторым и третьим и когда какой вариант применять. Ну и тут главное самому понять когда и какой вариант предпочтителен. Просто оба не идеальные. Во–втором противно, в третьем опасно.
Кстати если есть реальная возможность уехать, это не самый плохой вариант. Можно ведь и не на всегда уехать. Опят жизни, работы, учебы в другой стране очень ценная штука даже начиная с банального знания языка. И даже в России такие люди пока еще очень ценятся как специалисты. В такой схеме вернувшись через несколько лет ваша семья много чего приобретает. Ну а если вдруг станет совсем плохо и штамп "бывал за границей" станет фатальным, то можно и не возвращаться. Но в этом случае вы опять же будете рады что вовремя уехали.
dl2kq: для начала да, объяснять, как я своей пятилетней, что Путин не "водитель страны", а временно выбранный управляющий. И что никакого исуса христа нет. и т.д.
Подрастет — сначала будут бить (морально) надеюсь, потом научится мимкрировать и скрывать точку зрения. Будет сложно, но у меня же получалось
Знаете, у меня детей нет, но я помню себя в школе.
Я никогда не был особенно популярным, на всё имел свою точку зрения, меня пытались гнобить, но я всё выворачивал в свою пользу сколько себя помню. Честно говоря, я считаю, что, чем раньше человек столкнётся со всем дерьмом, которое может предложить ему общество — тем лучше.
Вы говорите о том, что не хотите, чтобы ребёнок двоедушничал, дабы не отрываться от коллектива. Но, если коллектив в нашем случае — люди с промытыми мозгами, пускай и пока ещё дети, то зачем такой коллектив нужен вашему ребёнку вообще? Чему они его научат, что смогут показать?
Я в своё время в школе дружил ровно с двумя людьми, общаюсь с обоими по сей день и абсолютно не жалею, что большинство своих однокашников послал ещё тогда, не жалею, что пропустил выпускной, все квны и другие сборища. Потому что я понимаю и всегда понимал, что коллективизм — ненужный атавизм, который не даёт нам ни капельки полезного практически никогда (за исключением варианта выживания в тайге, конечно, тут коллектив выживет, а индивид, скорее всего, помрёт, безусловно).
Так что говорите ребёнку правду и приучите его делать то же самое, именно это — самый страшный удар по идиотской гос машине, которую сейчас пытаются отчистить от пыли истории и запустить заново.
shiftingbee: а меня в школе, на уроках истории, воспитали пассионарным западником проанглийского толка. А в техникуме уроки литературы превращались в уроки по политике. Вел их человек 60 лет, убежденный либерал.
murajhon: воспитывали западником, а воспитали ватником, парадокс однако
murajhon: Та же фигня, у меня был совершенно потрясающий историк, именно ему я обязан появлению интереса к предмету.
К сожалению, большинство детей воспринимают историю как побочный предмет, который не имеет отношения к их дальнейшей судьбе, поэтому я был вторым его слушателем, если считать одного очень интересующегося юношу, который у нас проявлял жажду знаний по отношению ко всем предметам, остальные на его уроках спали или занимались посторонними вещами.
Совершенно шикарно он подавал и историю сталинизма, да и вообще всю эпоху совка он показывал без скидок на дедов и без поливания грязью действительно достойных достижений, таких как космос, математика и электрофикация всей страны после Революции, не забывая упоминать ГУЛАГ, НКВД, КГБ, доносы, преследования, национальный вопрос и другие весёлые стороны совка, чем сформировал очень зрелую и адекватную позицию у двоих своих слушателей.
shiftingbee: читаю вас и радуюсь что мне повезло со школой и составом класса

хотя многие пошли в чиновники и говорят очень аккуратно, чтобы не подставиться, но ура–патриотов нет
Carn: У нас тоже их не было, учился–то я до Эпохи Великих Побед Российской Федерации Во Всех Войнах На Свете. Поэтому у нас больше были стандартные школьные разборки, бытового уровня, можно сказать. Смысл в том, что и тогда присутствовала эта мания коллективизации, если все шли бухать после "дискотеки", то те, кто шёл домой или гулять с другой группой, сразу становились предателями и врагами коллектива.
Поэтому примерить эту форму на нынешние события, в принципе, могу легко, предателем я бывал мнооого раз.
shiftingbee: Ну в рожу дать пару раз чувакам, которые пытаются из тебя изгоя делать и всё ок сразу становится. И последующей дружбе не мешает.
Рассказал своим детям несколько простых правил:
— никогда не обсуждать где–либо лукашенко, украину и россию
— если вне дома услышали что–либо, не совпадающее с позицией родителей, обсудить этот вопрос с родителями
— не пытаться переубедить толпу (класс, группу в саду), если ты прав, лучше промолчи
— если после общения вне дома появились какие–либо сомнения, открой книгу, справочник, википедию, спроси родителей
andreiko: толпу можно и нужно переубеждать
И ему придётся каждый раз делать сложный моральный выбор между правдой и желанием не "отрываться от коллектива".

А в чём сложность–то? Если коллектив при этом подобен стае бабуинов, то выбор очевиден: совершенно незачем оглядываться на мнение такого "коллектива". Если коллектив состоит из вменяемых разумных людей, то с ним можно прекрасно взаимодействовать без того, чтобы идти поперёк своей "правды" (они не обязательно все "против правды", даже если многие против, то разговор с ними — дискуссия, а не линчевание противоречащих линии партии).
moreengo: Игнорировать миллионы лет эволюции просто так не получится: "если ты в стае — ты будешь жить. Если стая прогонит тебя — один ты не выживешь в джунглях". Да, сейчас 21 век, индивид спокойно может выжить в одиночку, но этот механизм "не отколоться от стаи" по–прежнему работает. Если ты находишься в стае "бабуинов", то вся твоя человеческая природа будет принуждать тебя вести себя так же как и окружающие, или, по–крайне мере, не идти против них.

Особенно это относиться к учреждением закрытого типа: школа, тюрьма и армии. Взрослый человек свободен. Ребенок, заключенный или солдат — нет. Выступив против группы, они вынуждены продолжать взаимодейстовать с окружающими еще долгое время. В таких учреждения человек будет стремиться минимизировать конфликт с окружающими.
А аргументированно объяснить свою точку зрения не вариант?
beneth: Кому объяснить? Всем учителям и всем детям, с которыми ребёнок будет в школе контактировать? Ну, предположим, удастся мне каждого из них поодиночке отловить (пусть на это год уйдёт, предположим) и до каждого донести свою точку зрения. Дальше что? Они перевоспитаются? Ой, не уверен. Придут домой, наслушаются телевизора и опять "вернутся к своим баранам".
Kuzkin_otets: У вас проблема с человечеством или только со своим ребенком? Стройте общение с ним так, чтобы это он задавал не удобные вопросы учителям и т.д. а не вам.
BarmaLey30000: Тогда лучше дома сидеть.
В школе и так куча конфликтных групп, кто то слушает рэп, кто то металл, кто то волосатый, кто то гопник. странно, как они там выживают?
beneth: очень неплохо строить из себя неформала, но это для более старших подростков
Неформалам несогласие с генеральной линией партии легче сходит с рук, списывают на браваду
lobotomized: Это действительно так. Я к тому, что все разные, кому то нравится плыть по течению, не особо задумываясь, кто то всю жизни — оппозиция. Это проявляется не только в политике.
Kuzkin_otets:
Про телевизор верно замечено. Телевидение превратилось в инструмент формирования нужного общественного мнения.
Для многих в стране, работающий телевизор, всегда был неким информационно–шумовым фоном, составляющим неотъемлемую часть повседневного бытия. Телевизоры в квартирах не смолкают, пока в квартире находятся люди. Исключение составляют перерывы на сон. Теледикторы заменили собой живых собеседников. Дефицит общения компенсируется просмотром ток–шоу и развлекательными программами. Пропаганда "нового времени" использует эту сложившуюся телезависимость на полную мощность. Из раздражающе–агрессивной она превратилась в убаюкивающе–монотонную, подобно жужжанию мухи, бьющейся об оконное стекло. Она заполнила собой упомянутый выше шумовой фон. Аудиовизуальный агитационный контент ненавязчиво вливается в головы населения всеми доступными телевидению способами: через патриотически окрашенную рекламу, тематические аналитические передачи и фильмы, выпуски новостей и т.п. Кроме того, пропагандистами подобраны способы донесения до телезрителей информации, лишающие их возможности думать, осмысливать услышанное и у виденное. Весь контент передаётся в полностью обработанном и "полупереваренном" виде. В нужных местах расставлены акценты и точки над "i", заранее построены все логические связи между изложенными фактами, сделаны нужные выводы и даны "правильные" прогнозы на последующие события. Человеку достаточно открыть глаза и уши, и подготовленное инфо–варево само вольётся в мозг и займёт там нужное место. Люди не осознают того, что их собственные мысли подменяются искусственными имплантами.
dbor: Да тут и без телевизора. Прямо в школу хотят (приведу полностью).
Открытое письмо депутата Законодательного Собрания V созыва Максима Ларина

Открытое письмо депутата
Законодательного Собрания
V созыва Максима Ларина
20 марта 2015 г., Исх. № 47
Председателю Законодательного
Собрания Тверской области
Епишину А.Н.
170100 г. Тверь, ул. Советская, 33

Уважаемый Андрей Николаевич!

В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с тем, что дети используют ненормативную лексику, употребляют алкоголь, пренебрежительно относятся к подвигам наших ветеранов и старикам – все это следствие того, дети не в достаточной мере получили знания об элементарных правилах поведения в обществе. У них не воспитывался патриотизм, уважение к истории нашей Родины и стремление быть достойными гражданами своей страны.

В настоящее время в Правительстве РФ обсуждается Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на 2015 – 2025 годы (http://www.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/EDUCATION–DEVELOPMENT–STRATEGY.pdf). Одной из задач данной Стратегии является повышение эффективности воспитательной деятельности в образовательных организациях: дошкольных, школьных, дополнительного, профессионального образования и социально–педагогической поддержки позитивной социализации детей и молодежи.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Юрьевна Голодец, комментируя данную Стратегию, отметила, что задача у педагогов не только научить ребенка математике, русскому, это еще и воспитание зрелой здоровой личности, которая понимает, чего хочет добиться в жизни, как относиться к окружающим людям (http://www.ridus.ru/news/174838).

С целью решения обозначенных мной проблем и развития положений вышеназванной Стратегии, мной на имя Президента РФ В.В. Путина была подготовлена петиция «О введении в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в качестве обязательного предмета «Основы культуры и правила поведения в обществе».

Данную петицию, опубликованную на интернет–портале «Наше мнение», поддержало более 21 000 неравнодушных к данной проблеме людей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 86, п. «м» и «х» ст. 87 Устава Тверской области,

ПРОШУ ВАС

Создать на базе Законодательного собрания Тверской области с привлечением специалистов в области образования комиссию по разработке образовательной программы учебного предмета «Основы культуры и правила поведения в обществе» и направить данную программу от лица Законодательного Собрания Тверской области в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации для ее включения в основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования в качестве обязательной части.

Приложение: копия интернет–страницы http://mypetition.ru/petition/503 с данными о сборе под петицией о введении в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в качестве обязательного предмета «Основы культуры и правила поведения в обществе» 21002 подписей.

Депутат Законодательного Собрания Тверской области М.В. ЛАРИН


Вот такие вести регионов.
dim_22: Если бы на уроках "основ культуры и правил поведения" говорили бы только о культуре и правилах поведения, то это было бы даже хорошо. Преамбула письма депутата, расписывающая потребность в принудительном воспитании патриотизма, не позволяет питать иллюзии относительно того, как будут проводиться такие занятия в случае их повсеместного введения в школах.
А я впервые осознал, что ребенку (6 лет) пора покупать шапочку из фольги, в прошлую субботу, когда увидел в детском развлекательном центре фотовыставку вот с таким политически выдержанным шедевром, зацените подпись. Название центра сливать не буду, т.к. после моего письма в администрацию пришел ответ управляющего директора с обещанием снять это фото.
1280x960 px
На случай, если воображения и жизненного опыта ребенка (центр принимает детей от 5 лет) не хватит чтобы потерять здоровый детский сон, организаторы выставки добавили драматизма и реалистичности:
960x1280 px
Crusch: На такое даже в союзе не решались, ппц.
beneth: Угу. Про зверства фашизма терли постоянно, но давали только выверенные, канонические образы. Понеры–герои и молодогвардейцы в красиво порваных рубахах перед казнью мужественно плюют в лица палачей, матери в концлагерях прикрывают детей от фашисистских штыков, советские павшие воины на полях сражений похожи на спящих и т.п. — никакого натурализма.
Crusch: Точно, Неуловимые мстители, образ матроса плюющего в лица врагам перед казнью.
Правильно делаете, что пишите жалобы на это т.н. творчество. Система только и стоит на пресмыкании подчиненного перед начальником, и все это очень боится внимания надзорных органов. Так и ходят по краю, чтоб лизнуть и по шапке не получить.
beneth: В том–то и дело, что этот детский центр ни разу не какой–нибудь бесконечно унылый и пресмыкательский ФГУП ДДОУ ППШ ФСКН ППОЕ №146, а весь из себя модный, дорогой, продвинутый, бесплатный wifi, фешенебельный сайт, странички во всех соцсетях и все такое. Одно из лучших детских мест в Москве. Но и тут срывает планку у людей...
beneth: у нас похожие фотки висели в школе...
Crusch: В детском центре фото казней? В детском центре?
Это уже физически невыносимо.
TessaNS: Да, в детском развлекательном центре. Вход детям от 5ти лет — в сопровождении взрослых, 7 лет и старше — возможно посещение без сопровождающих.
Хотя, если посмотреть с другой стороны — что здесь такого? Да, детский центр. Но с ведь и казнь на первом фото изображена детская!
Вам тут много хороших советов дадут как учить ребенка критическому мышлению и не быть конформистом. Все это очень важно. Но я дам не совсем очевидный совет. Отдайте ребенка на секцию по боксу или муай–тай, и тогда к определенному возрасту у него кроме правильной позиции появиться еще и пара аргументов, очень уважаемых в стаях. А с хорошими аргументами, легче иметь свое собственное мнение.
polus: всё–таки именно в бокс я бы не советовала, там всё критическое мышление отобьют.
Серьёзно, единоборства — штука хорошая, но всё–таки без постоянных микросотрясов мозга лучше. То есть, подразумеваемые вами аргументы надо выбирать с умом.
moreengo: Именно в бокс. Так как бокс считается одной из самых эффективных боевых систем. И никаких тяжелых "микросотрясов" в любительском боксе не бывает. Детей у меня нет, но я бы так и поступил, и жил бы спокойно зная, что сын с каждым годом все лучше и лучше за себя может постоять — думаю это дорогого стоит. А как часто ему это пригодилось бы в жизни...Это его жизнь и ему решать. Но я бы как заботливый родитель подсказал ему такое жизненное преимущество. Это все не исключает хорошего образования. И не подсказывайте ребенку как ему жить, просто расскажите ему правду, все как есть, как вы видите, а что делать предоставьте ему решать. За него вы жизнь не проживете и в школу не сходите. А там свои законы...
polus: Полностью согласен. Свое мнение не только останется при нем, но и распространится на остальной класс/группу. Ведь кто сильнее тот и прав))
Люди среднего возраста росли и учились в то время когда советская идеология уже дышала на ладан. Пропаганда хоть и была, но гораздо менее агрессивная и навязчивая.
Моему поколению (около 30) в этом плане вообще повезло. С одной стороны, канули в лету пионеры, уроки политинформации, комсомол. С другой, попы пока ещё не лезут в школы. Телевидение, опять же, было пожалуй самым свободным за всю историю (особенно до 2000).
Но и то, с трудом теперь удается говорить с большинством из них. Кто вырастет из сегодняшних школьников с учётом того, что давление религиозных и милитаристских настроений лишь растёт, извините, даже думать не хочется, а хочется трактор завести.
sashok–f1: Не надо себя сдерживать
— Руки вверх! — гаркнули ему.
Красивый девятилетний мальчик с суровым лицом вынырнул из–за стола,
нацелив на него игрушечный автоматический пистолет, а его сестра, года на
два младше, нацелилась деревяшкой. Оба были в форме разведчиков — синие
трусы, серая рубашка и красный галстук. Уинстон поднял руки, но с
неприятным чувством: чересчур уж злобно держался мальчик, игра была не
совсем понарошку.
— Ты изменник! — завопил мальчик. — Ты мыслепреступник! Ты
евразийский шпион! Я тебя расстреляю, я тебя распылю, я тебя отправлю на
соляные шахты!
Они принялись скакать вокруг него, выкрикивая: "Изменник!",
"Мыслепреступник!" — и девочка подражала каждому движению мальчика. Это
немного пугало, как возня тигрят, которые скоро вырастут в людоедов. В
глазах у мальчика была расчетливая жестокость, явное желание ударить или
пнуть Уинстона, и он знал, что скоро это будет ему по силам, осталось
только чуть–чуть подрасти. Спасибо хоть пистолет не настоящий, подумал
Уинстон.
...
— Расшумелись. — сказала она. — Огорчились, что нельзя посмотреть
на висельников, — вот почему. Мне с ними пойти некогда, а Том еще не
вернется с работы.
— Почему нам нельзя посмотреть, как вешают? — оглушительно взревел
мальчик.
— Хочу посмотреть, как вешают! Хочу посмотреть, как вешают! –
подхватила девочка, прыгая вокруг.
Уинстон вспомнил, что сегодня вечером в Парке будут вешать евразийских
пленных — военных преступников. Это популярное зрелище устраивали примерно
раз в месяц. Дети всегда скандалили — требовали, чтобы их повели смотреть.
Он отправился к себе. Но не успел пройти по коридору и шести шагов, как
затылок его обожгла невыносимая боль. Будто ткнули в шею докрасна
раскаленной проволокой. Он повернулся на месте и увидел, как миссис Парсонс
утаскивает мальчика в дверь, а он засовывает в карман рогатку.
— Голдстейн! — заорал мальчик, перед тем как закрылась дверь. Но
больше всего Уинстона поразило выражение беспомощного страха на сером лице
матери.

А я вот не хочу просто надеяться и уповать на волю случая. Я хочу сам изменить "всё" в лучшую сторону. Но что мне, и таким как мне, делать? Я знаю: первое, что мне предложат — это уехать из России. Второе, что могут предложить — перевести ребёнка на домашнее обучение. Хорошо, принимаю эти варианты к сведению. Но, быть может, я что–то упускаю? И есть какой–то ещё вариант, чтобы избежать необходимости становится лицемерным моему ребёнку?

мы с ребенком всю жизнь живем в тюрьме. я хочу изменить все в лучшую сторону. но что мне делать? знаю, первое, что мне предложат — взять ребенка в охапку и бежать из тюрьмы, пока ворота приоткрыты, а не закрыты наглухо. но может я что–то упускаю? в конце концов, и я, и ребенок родились в этой тюрьме, здесь наша родина. мы привыкли к нашей камере и находим ее даже в чем–то уютной. да, большинство зека и надзирателей тупы и агрессивны, но ведь есть в нашей тюрьме и несколько хороших людей. в тюремной школе детям прививают ненависть к людям вне тюрьмы и учет любить тюрьму, наше начальство, вохровцев и сотрудничающих с администрацией зека. я хочу, чтобы мой ребенок понимал, что тюрьма — это плохо, что начальство тюрьмы на самом деле не заботится о зека, как рассказывают по тюремному тв, а купается в роскоши, продавая "на волю" произведенные зека товары, что дети их в тюрьме не живут, что порции баланды уменьшаются, потому что тюремное начальство внезапно послало нахуй в грубой форме людей с "воли", которые продают тюрьме селедку для баланды, и что люди снаружи не враги нам и не собираются разрушать нашу тюрьму. я хочу, чтобы мой ребенок знал правду. может, не отпускать ребенка в тюремную школу и обучать его самому в нашей камере?

Но, быть может, я что–то упускаю? И есть какой–то ещё вариант, чтобы избежать необходимости становится лицемерным моему ребёнку? Ведь в нашей уютной камере он будет слышать одно, а в тюрьме от надзирателей и других зека другое. И ему придётся каждый раз делать сложный моральный выбор между правдой и желанием не "отрываться от коллектива". Придётся двоедушничать и притворяться. Как тут быть. Вариант измениться мне самому, изменить своим убеждениям и прошу не предлагать.

И, нет, я не надеюсь, что кто–то для вот прямо Америку откроет и озвучит рецепт, как разрешить вышеописанное противоречие. Вовсе нет. Я просто хочу пообщаться с единомышленниками по этому вопросу.
Я как отец, оказавшийся, примерно, в такой же ситуации и педагог, советую одно — валить из страны, или из региона, если это не повсеместная проблема. Я так и буду делать. Вина не на учителях, детях или их родителях, вина на больном обществе.
beerubeer: Еще бы не знать. Я же и пишу, что сам в подобной ситуации.
Ограничить влияние пропаганды невозможно, остаётся только беседовать почаще с ребенком по душам. В СССР не все же моральными уродами были.
Вы по больному этим постом прямо...

У меня дочка и бывшая жена граждане РФ. У бывшей вата в голове, вывезла ребенка из Киева к дедушке с бабушкой в РФ, теперь она ходит в школу там, ей дают уроки патриотического воспитания (у них там какой–то патриотический кружок) и ессно там про Украину и украинцев тоже слушает. Ребенку вообще разрыв восприятия — мама ватник, бабушка ватник, дедушка ватник в квадрате, один папа другой. И кем очень скоро станет папа после такой промывки мозга и такого окружения?
если уехать в более здоровые края для вас не вариант (а жаль, так как это лучший из выборов, даже если на время), то может вам будут полезны такие мысли:

1. незачем бежать от того что все равно догонит и перегонит. а именно — человек существо глубоко социальное, он в любом случае будет жить идеями окружающего социума. неважно, по какую из сторон в войне этих идей, или над ними. поэтому попытки оградить ребенка от информации ни к чему хорошему не приведут.

2. у вас сейчас есть очень большое преимущество перед социумом в воспитании своего ребенка. дело в том, что до начала активного формирования "Я", а это происходит параллельно с половым созреванием, у детей абсолютное доверие к своим родителям. при условии что у вас в семье все хорошо с взаимопониманием. то есть, ваши взгляды на мир для детей "самые главные в мире". это можно и нужно использовать для формирования системы взглядов ребенка. то что вы заложите в первые 12–14 лет, останется с ним навсегда. поэтому старайтесь честно и скрупулезно, без халтуры.

3. не лишне добавить, что в позднем подростковом возрасте есть неслабый риск всем этим системам взглядов пройти проверку на прочность. поэтому есть смысл уже сейчас строить такое взаимное доверие, которое окажется сильнее возрастных бунтов.

4. считаю важным не преувеличивать детские возможности. есть "золотая середина" между "уси–пуси" и "ты такой же взрослый, как и я, и с тебя спрашивается по полной". критическое мышление — это прекрасно. но генетическое 100%–ое доверие родителям тоже никто не отменил. если требовать от ребенка "критического" нахождения отличной от вашей точки зрения, то можно и психа сотворить ненароком.

5. так как же быть? а начните с себя. у вас же есть стройная система взглядов, как поступать в этом социуме, в этих ситуациях, с этими людьми? если нет — додумайте ее до стройности и твердой уверенности. если да — прямо и честно, по крупицам на примерах (они круче любых слов), начинайте передавать свою систему. если вы сможете так, на примерах, с объяснениями и искренне объяснять и показывать ребенку, почему не стоит быть лицемером и двурушником, и при этом как не провоцировать дуболомным правдорубством, что такое сопереживание и сострадание, он вас поймет и научится
Я был аутсайдером(белой вороной в школе), но не предавал своих убеждений. По моему мнению такая позиция более верная, да он сложнее, но при этом в зеркало не стыдно смотреть. Коллектив и мнение толпы — это блажь, слабых людей, за ними очень интересно и забавно наблюдать в необычной для них обстановке или в "чужой" компании они сразу теряются без "подсказок" общности и ищут к кому бы примкнуть и поддакивать так как своей позиции, своего мнения они не имеют.
Вопрос с учебными и дошкольными учреждениями опять же решается просто — приходишь и пишешь пофимильную жалобу, если ребята слов не понимают их действия не взирая на работающий/не работающий закон в большинстве случаев будут подпадать под статью о разжигании ненависти и розни сам этот факт может сильно охладить их пыл и наигранный "патриотизм".
Может быть пора расчехлять трактор? Хотя бы в Украину/Прибалтику/Грузию.
arkadios: в Украину? правда?
Нужно больше читать. Мы в свое время так и спасались.
Хорошо тому живется,
У кого одна нога!
Тому пенсия дается,
И не надо сапога!
Нахожусь в похожей ситуации, у меня подрастает 2 сына — Кузьма 3 года и Василий 5 лет. В садик не ходят, воспитываем дома с женой. Телевизора у нас нет, так что пропаганду они получают дозированно на выходных от бабушки — когда у меня с ней заходит разговор о том, какой хороший путен и почему я не люблю нашу замечательную систему, будь то детский сад, больница, школа, органы... Голову уже сломал на предмет того, в какую школу их отдавать — из альтернатив обычной школе есть частная гимназия за 4000евро (не помню, в год или месяц), хорошая православная школа (это уже лучше, политики там нет, но есть религия, директор не очень) и еще одна гимназия которая дешевле, но ехать до нее далековато. Так что надо школу для детей д3 юзеров организовывать, без вариантов 8).
sey0nne: Ну и что эти дети будут делать в России, когда вырастут? Они ведь не преобретут важнейших жизненых навыков для жизни в России: стадного инстинкта, двуличия, умения обмануть окружающих. Вы сделаете их глубоко несчастными, хотя и порядочными людьми. Лучше уж сразу валите.
Vervin: на это сложно решиться, поскольку здесь пожилые родные, которым надо помогать и, что удивительно, мои талантливые друзья, которые, несмотря на имеющуюся возможность уехать, пока этого делать не хотят. Да и окружают меня, в общем–то, прекрасные люди, живое общение с которыми доставляет мне радость и удовольствие. Если тут станет совсем плохо, то хотел бы свалить в Германию, для этого надо напрячься и, как минимум, начать стоит со сдачи экзамена по языку, я его худо–бедно знаю. По поводу навыков: очень многое будет зависеть от среды общения — у меня вот нет стадного инстинкта, двуличия и я никого не обманываю. Возможно поэтому меня окружают во многом схожие со мной люди. Не сказал бы, что я несчастен — возможно, я не столь "успешен" и "богат" и абсолютно не хитрожоп, как многие наши "эффективные менеджеры", зато совесть чиста. Жить, конечно, сложнее с моими ценностями, это факт. Но я верю таки, что добро победит и детей в том же духе воспитываю. И уже сейчас рассказываю им о том, что бывают идиоты и их большинство, но не надо на них смотреть и вестись.
Какой замечательный пост, какие шикарные комментарии!

— Подрастет — сначала будут бить (морально) надеюсь, потом научится мимкрировать и скрывать точку зрения. Будет сложно, но у меня же получалось

— если ребенку в садике хорошо и весело, стоит потерпеть.

— лучше будет получить доброе отношение от лжецов и идиотов.

— Ребенка нужно научить просто не связываться с идиотами но и и не конфликтовать без необходимости

— — не пытаться переубедить толпу (класс, группу в саду), если ты прав, лучше промолчи

— научить, что не следует идиотам и лжецам говорить кто они есть. Т.к. не поймут или оболгут

Как всегда, Чернышевский прав: "Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу — все рабы".
Egland: знаете нации с другими характеристиками? есть примеры?
Если свалить — не вариант, то остается только три варианта. Позволить сделать из ребенка фашиста, научить отстаивать свое мнение и тогда он станет изгоем, или научить врать и притворяться.
Дети в подвале играли в гестапо.
Зверски заучен сантехник Потапов.

Звездочки в ряд, косточки в ряд.
Трамвай переехал отряд октябрят.
Ведь дома он будет слышать одно, а в школе — другое. И ему придётся каждый раз делать сложный моральный выбор между правдой и желанием не "отрываться от коллектива".
Как у вас все черно–бело. Есть правда, есть неправда.
Мой ребёнок в школе упомянул, что ходил с семьёй на траурный митинг. В ответ ей учительница поведала про то, что Немцов был врагом и развалил Россию. И нечего ходить на митинги бла–бла.
Мы обсуждали мнение учительницы. И никто не называл его неправдой.
А у ребёнка может сложиться мнение своё. Причём, чем более агрессивно вы называете враньем масс–мнение, чем меньше вероятность, что ваш ребенок разделил ваше.
ptitsa: можно поинтересоваться, что было дальше? Что решил ребенок после обсуждения мнения учительницы? С учительницей Вы лично поговорили?
kinkakuji: Сто–то должно было случиться? Мнение не формируется одномоментно. Ребёнок внимательно слушал–это важно. Он будет всегда сталкиваться с разными мнениями. С учительницей не разговаривала ещё. Может и не буду. Не она же мой ребёнок.
ptitsa: какое право имеет учитель комментировать Ваши действия как родителей? "Нечего ходить на митинги" — вот это всё.. Это Ваше право по Конституции, а не предмет осуждения преподавателем, как мне кажется.
А проблема повсеместна? Приведите, пожалуйста данный из которых явствует, что в большинстве дошкольных учреждений проводятся полит занятия.
murajhon, предлагаете просто сменить садик?
namefag: я бы поостерегся вообще что–либо предлагать. С одной стороны полит. занятия — это минус, но с другой — если ребенку в садике хорошо и весело, стоит потерпеть. К тому же, мне бы эти заняти пошли полностью по боку: я из садика не помню ровным счетом ничего.
murajhon: Если Вы не помните ничего, связанного с детским садом, скорее всего ваше подсознание оберегает Вас от этих воспоминаний.
murajhon:
"...стоит потерпеть"
И понадеяться на авось? Авось не отложит отпечаток на будущем ребенка — поэкспериментировать предлагаете?
Kaaboeld: вы слишком большое значение отводите политике в жизни человека. Мне кажется, в яслях (а в моей жизни и сейчас) это такой мизер, который ни на что не способен повлиять фатально.
murajhon:
Политика вокруг нас, тут как с сусликом, то что вы этого не видите не значит, что этого нет.
По моему мнению они вообще не имеют права моему ребенку навязывать какую либо точку зрения и тем более в подобного возрасте — подавать материал безоценочно и равноценно представляют полярные точки зрения я того чтобы индивид сам принимал решение — это пожалуйста, но в рамках определенной публичной программы обучения, а не по своему желанию преподавателя/воспитателя — без самодеятельности и пропаганды.
Kaaboeld: значит ли это, что вы также были бы против аналогичной ситуации: "моего ребенка учат воспитатели–либералы, он на всех углах кричит: "Путин — хуйло""
murajhon: буду против навязывания любой позиции — мнения и взгляды должны формироваться свободно: в атмосфере свободы доступа к информации, свободной дискуссии и свободы слова.
murajhon: допустим, в Вашей жизни сейчас политика может не играть большой роли, у Вас уже сформировано собственное мнение по многим вопросам, Вы знаете, как реагировать в разных ситуациях и тд. Напротив — если маленького ребенка, который мало что знает про устройство мира, на примере политики учить нетерпимости и слепой агрессии, и готовить его к войне, это на него никак не повлияет? Здесь дело не только в фактах, которые пытаются преподать как единственно верную истину, но и в самом подходе к взаимодействию между людьми/странами и тд.
Бред какой то.
Психология воинствующего вегетарианца.

"Видимо, так родители, получившие ограничения на выезд, объяснили ребенку изменившиеся планы на лето."
А это что еще за херня? Какое еще ограничение на выезд?

Совет следующий: если клинит, то поменьше сидеть в интернетиках и больше гулять с детьми на свежем воздухе. Начать водить ребенка на спорт и самому с ним походить. И полезно и паранойя отступает.

Называл родителей, которым не нравится промывание мозгов их детей войной в Украине, "воинствующими вегетарианцами", не слышал об ограничениях на выезд, советовал меньше сидеть в Интернете, "если клинит". Обеспечиваем товарищу условия, чтобы воспользоваться собственным рецептом. Ранее бывал в бане. Месяц. — libastral
Mi–ha: Вот, вы сейчас перешли на личности и напали на собеседника, который лично вам ничего не сделал. При этом сами вы не сказали ровным счетом ничего, не привели никаких доводов или аргументов. Такая манера "общения" популярна у самоутверждающихся школьников на имиджбордах — не надо тащить ее на порядочные ресурсы.
melchiorum: воинствующий вегетарианец вам не понравился?
я высказал свое мнение на высказанную здесь мысль, личность вроде не затронул.
Mi–ha: У вас в мирке и овощи с мясом и рыбой столько же, сколько год назад стоили, наверное, и сейчас стоят, да? Кто все эти люди, которые разводят панику в нашей самой спокойной, стабильной и славной стране на свете, я вас спрашиваю?
shiftingbee: У этих в мирке всегда всё именно так. И эмбарго на продукты ввела Европа, и выезжать было запрещено всегда, и мясо в нашей стране никогда не ели и т.д.
Carlito: у каких этих? в каком мирке? :)
не понял ни про мясо ни про эмбарго? вы мне что какие то свои суждения приписываете? или что?
shiftingbee: я не в курсе что сколько стоит из еды и не отслеживал никогда, но не слышал чтоб у кого то остро стоял вопрос с продуктами ни сейчас ни год назад.
вы меня спрашиваете кто все эти люди? у меня у самого такой же вопрос.

Mi–ha: Серьёзно? У меня слов нет, если это сегодня "позиция в споре" называется.
Mi–ha: А я не только слышал, но и видел и руку таким людям жал. И дело было не сейчас, а ещё осенью. Что дальше?